Музей РКК

19 октября посетили музей радиоаппаратуры 2-х мировых войн. Музей частный, физически расположен в корридорах фирмы РКК, вход бесплатный, но по предварительной записи.

Несмотря на довольно специфическую для неспециалиста тему (полевые телефоны, радиоприёмники и радиопередатчики, радиолампы...), ознакомиться с коллекцией весьма познавательно, т.к на примере такой сложной техники видно различный подход к проектированию, эргономике, производству, и даже разную ИДЕОЛОГИЮ воевавших стран. Видно, как дизайн устройств менялся со временем и под воздействием условий военного времени.

Вот пример - советский радиоприёмник УС-1



разъёмы приёмника производства 1942 года


и пр-ва 1945 года


обратите внимание на верньеры настройки
1942

1945


как видете, проще без украшательств.

далее союзники: достаточно суровые американские изделия (Советские, к слову, фактически совместимы с американскими: СССР закупало заводы по производству радиоламп, закупало лицензии на производство радиоаппаратуры именно в США. Даже лампы были взаимозаменяемыми!)





три разных американских приёмника. Унификация размера и дизайна передней панели. Это, как сказали, одна из характерных черт американской радиоаппаратуры того времени.




образец типичного английского дизайна тех лет. Начиная от загромождённой панели, заканчивая страшным индексом :)


и немецкая техника. Самая продвинутая радиоаппаратура! То, что сейчас называется инновации :)
Лучший КВ-приёмник войны - E52a Кёльн. По характеристикам его смогли превзойти только в 1980е гг!!! На совершенно иной элементной базе.



Что до идеологии. В СССР с началом Войны у населения изъяли все радиоприёмники. А вот немцы - немцы производили так называемые "народные радиоприёмники". Причём не только для гражданского населения, но и для военных - так называемые "офицерские чемоданчики".

для начала - народные радиоприёмники:
Приёмник DAF (сейчас эта голландская фирма производит грузовики :) )





"офицерский чемоданчик" офицеров Люфтваффе.



очень интересный аварийный радиопередатчик Люфтваффе. Когда лётчика сбивали над морем, он, соответственно на парашюте опускался к поверхности, и сразу садился в лодку (не фигурально выражаясь - аварийный комплект был сделан настолько грамотно, что лодка оказывалась прямо под опускающимся лётчиком). Далее он доставал из аварийного комплекта радиопередатчик, выкидывал в море "заземление" и на воздушном змее поднимал 100-метровый кабель-антенну. И начинал крутить рукоятку. Передатчик автоматически передавал сигнал.
Корпус тоже очень интересный - такие вогнутости по бокам тоже не зря: при работе корпус зажимался между ногами :)
После войны был скопирован в США и СССР.


За кадром осталось ещё много чего интересного.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

«ЭКОДИЗАЙН. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗЕЛЕНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ»

Soviet Design 1950-1980

Robert Frank